search close
Меры поддержки бизнеса

Меры поддержки бизнеса

Предложения Президента РФ vs реальность
11/02/2020
Меры поддержки бизнеса

Президент РФ озвучил итоги антикоронавирусной кампании и рассказал о дальнейших мерах поддержки бизнеса. Среди них — снижение административной и налоговой нагрузки, которое призвано помочь малым и средним предприятиям «прийти в себя» после тотальных ограничений. Однако на практике компании сталкиваются с формальным прочтением закона, и доказать право на отсрочку налогов бывает проблематично.

На Инвестиционном форуме «Россия зовет!» 29 октября Владимир Путин обозначил вектор дальнейших действий по восстановлению российской экономики.

Президент отметил: компании смогут рассчитывать на некоторые послабления в части административной и налоговой нагрузки. Так, малый и средний бизнес, работающий в пострадавших отраслях экономики, получит отсрочку по налогам и страховым взносам еще на 3 месяца.

Напомним, перечень наиболее пострадавших отраслей экономики нормативно закреплен Постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Постановление № 409) и от 03.04.2020 № 434 (далее – Постановление № 434).

Компании – представители малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные предприниматели, чей код основной деятельности по ОКВЭД соответствует закрепленному в перечне, ранее получили отсрочку по налогам, авансовым платежам и страховым взносам на срок от 3 до 6 месяцев.

В отношении малого бизнеса мораторий, введенный на плановые проверки Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, будет продлен на 2021-й год. Таким образом, в 2020 и 2021 годах малый бизнес можно будет проверить только при наличии жалобы или в случае неисполнения ранее выданных предписаний контролирующих органов.

Мнение специалистов Crowe CRS

Продление мер поддержки предприятий и организаций, работающих в наиболее пострадавших отраслях (в частности, сфере услуг), – важный шаг на пути к восстановлению российской экономики. Снижение административной и налоговой нагрузки поможет малым и средним предприятиям «прийти в себя» после тотальных ограничений в стране весной этого года из-за пандемии коронавируса.

Однако формальный подход судебной практики к толкованию положений Постановлений № 409 и № 434 ставит под сомнение эффективность предоставляемых государством мер. Зачастую организации, работающие в пострадавших отраслях, не могут доказать свое право на отсрочку по уплате налогов, поскольку код их деятельности согласно ОКВЭД прямо не подпадает под виды деятельности, предусмотренные Постановлением № 434.

В частности, в судебной практике встречаются случаи, когда заявители лишаются права на отсрочку по налогам лишь на том основании, что в отношении них в ЕГРЮЛ внесена запись по укрупненной группе видов экономической деятельности.

По нашему мнению, такой подход правоприменительной практики нельзя признать верным: он противоречит целям введения дополнительных мер налоговой поддержки. Предприниматели, работающие в пострадавших отраслях экономики, не должны по формальным основаниям лишаться тех мер поддержки, которые предоставляются им государством исходя из характера осуществляемой деятельности в период кризиса.