
Налоги с Русаудитом: выпуск №38

Минфин пояснил, как исчислить НДС при уступке прав
требования поставки
Кто является налоговым агентом при приобретении услуг
у иностранной организации через посредника?
Минфин разработал проекты новых ФСБУ
Минфин РФ считает, что нельзя исправлять ошибки в текущем периоде по правилам ст. 54 НК РФ, если ставка налога выросла
По общему правилу, налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым периодам, в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Минфин отметил, что не допускается уменьшение налоговой базы вследствие искажения фактов хозяйственной деятельности, и пришел к выводу, что уменьшение налоговой базы текущего периода, в котором размер налоговой ставки по налогу прибыль организаций превышает размер налоговой ставки по соответствующему налогу, действовавшей в периоде, к которому относятся принимаемые к уменьшению расходы, является искажением налоговых обязательств, в связи с чем использовать такой способ корректировки налоговой базы у налогоплательщика оснований нет.
Из текста письма можно сделать вывод, что Минфин все же намекает на умышленное искажение фактов, однако, если искажение было допущено по обстоятельствам, не зависящим от налогоплательщика (например, задержка документов от контрагента) с таким подходом как будто ставит этого налогоплательщика в невыгодное положение. Тем не менее, такой пробюджетный подход финансового ведомства понятен.
Необходимо также упомянуть, что ведомство разработало соответствующие поправки в НК РФ, проект поправок пока не внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ.
Источник: Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 03-03-06/1/47786
Минфин пояснил, как исчислить НДС при уступке прав требования поставки
О том, как считать НДС при уступке прав требования, не упомянутых в ст. 155 НК РФ, Минфин высказывается давно. Не обходят стороной эту тему и в судебной практике.
В последнем письме ведомство указало, что особенности определения налоговой базы по НДС при передаче прав требования, связанных с поставкой товаров (работ, услуг), оплаченных покупателем (заказчиком) статьей 155 НК РФ не установлены. Поэтому налоговую базу по НДС следует определять в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 153 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы выручка от передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате имущественных прав.
Не затрагивается в этом письме, например, вопрос необходимости восстановления НДС цедентом с уплаченного аванса, или возможность принятия НДС к вычету по уступке цессионарием.
Источник: Письмо Минфина России от 10.04.2025 N 03-07-11/35736
Кто является налоговым агентом при приобретении услуг у иностранной организации через посредника?
Минфин выразил позицию о функциях налогового агента при выплате дохода иностранной организации через посредника. Революции не произошло, Минфин РФ логично заключил, что покупатель является налоговым агентом, а не посредник, осуществляющий денежный перевод.
Аналогичная позиция высказывалась ведомством и ранее.
Источник: Письмо Минфина России от 05.05.2025 N 03-07-08/44734
Минфин разработал проекты новых ФСБУ
Минфин разработал проект ФСБУ "Расходы" и ФСБУ 9/2025 "Доходы" и разместил их на своем сайте. Также были разработаны поправки в ФСБУ 4/2023
Предполагается, что применение новых ФСБУ станет обязательным начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2027 год.
Источник: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=312703-proekt_federalnogo_standarta_bukhgalterskogo_ucheta_raskhody
https://minfin.gov.ru/ru/om/obs/npa_projects/?id_57=9454-ob_utverzhdenii_federalnogo_standarta_bukhgalterskogo_ucheta_fsbu_92025_dokhody
https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/accounting/development/project?id_38=312183-proekt_izmenenii_v_fsbu_42023_bukhgalterskaya_finansovaya_otchetnost