Единственное жилье банкрота уже не неприкосновенно
Банкротство до сих пор остается одной из самых активно развивающихся областей права. В том числе это обусловлено бесконечным юридическим противостоянием между кредиторами и должниками, которые, смотря в один Закон о банкротстве, имеют совершенно разные мнения о его применении.
Несмотря на наличие неоднозначной судебной практики по различным вопросам, институт исполнительского иммунитета в отношении единственного жилья оставался «тихой гаванью», свободной от противоречивой судебной практики.
Единственное жилье было под чуткой защитой Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 № 11-П, в котором сделан вывод о необходимости решения вопроса преодоления исполнительского иммунитета путем внесения изменений в законодательные акты, а не на уровне правоприменительной практики.
В реальности такой подход защищал любое единственное жилье, каким бы роскошным оно ни было.
26.04.2021 Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой исполнительский иммунитет в отношении единственного жилья может быть преодолен при соблюдении ряда условий:
-
объект недвижимости явно превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности гражданина-должника и членов его семьи в жилище;
-
соотношение рыночной стоимости жилого помещения с величиной долга;
-
гарантия реализации права на жилище без посягательств на достоинство личности и ряда других условий.
22.06.2021 в деле № А60-56649/2017 о банкротстве гражданина Поторочина А.А. по результатам торгов был заключен договор купли-продажи квартиры, в отношении которой был преодолен исполнительский иммунитет с предоставлением должнику взамен другой квартиры меньшей площади.
Реализация единственного жилья стала возможной после положительного решения суда в рамках рассмотрения вопроса о предоставлении должнику взамен единственного роскошного жилья (пятикомнатной двухуровневой квартиры площадью 147,3 кв. метра) иной квартиры площадью 31,7 кв. метра с учетом того, что в спорной квартире проживал только один должник.
Этот день можно назвать отправной точкой в практическом применении положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.04.2021: от начала и до конца под контролем суда был реализован механизм предоставления взамен единственного роскошного жилья более скромного с направлением разницы на погашение требований кредиторов, сформулированный в Постановлении Конституционного Суда.
Можно однозначно сказать, что вопрос отнесения жилья к роскошному теперь находится в дискреции суда и лежит в плоскости доказывания и состязательности.
Таким образом, дело № А60-56649/2017 станет «пионером»и основой многих процессуальных позиций по аналогичным делам, но вместе с тем в
ближайшие несколько лет мы будем свидетелями формирования обширной
правоприменительной практики по данной категории дел, а выработанные стандарты
помогут найти компромисс между конституционным правом на жилище и возможностью
наиболее полного удовлетворения требований кредиторов в делах о банкротстве.
Автор: Антон Фомин, старший юрист направления банкротства