search close
Taх Alert: Альтернативный режим налогообложения КИК

Taх Alert: Альтернативный режим налогообложения КИК

Альтернативный режим налогообложения КИК: фиксированный платеж 5 млн руб. без отчетности и ограничений по количеству компаний
Taх Alert: Альтернативный режим налогообложения КИК

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, вводящий альтернативный режим налогообложения контролируемых иностранных компаний для физических лиц – налоговых резидентов РФ. Инициатором поправок выступил Минфин. Данный режим предусматривает уплату ежегодного паушального платежа в размере порядка 5 млн руб. вместо включения сумм нераспределенной прибыли КИК в состав доходов контролирующего лица в целях НДФЛ. Сумма фиксированного платежа не зависит от количества контролируемых лицом иностранных компаний: при владении одной или несколькими КИК налоговая нагрузка не возрастает. Альтернативный режим может начать применяться уже в отношении доходов 2020 года.   

Для этого законодатель предлагает дополнить НК РФ статьей 2272, устанавливающей особенности исчисления НДФЛ с фиксированной прибыли КИК. Предполагается, что налогоплательщики смогут в добровольном порядке до даты окончания текущего налогового периода представить в инспекцию уведомление о применении альтернативного режима расчета прибыли – по фиксированной прибыли. Сумму фиксированной прибыли в 2020 году предлагается установить в размере 38 460 000 руб., в последующих налоговых периодах в размере 34 000 000 руб. При применении налоговой ставки НДФЛ в 13% и 15%1  такой размер фиксированной прибыли дает ранее озвученную Минфином сумму налога в размере порядка 5 млн руб.   

При переходе на новый режим налогообложения налогоплательщик не сможет менять его в произвольном порядке. В случае если альтернативный режим начнет применяться контролирующим лицом в 2020 или 2021 году, вернуться к стандартному режиму налогообложения КИК – по отчетной прибыли – налогоплательщик сможет не ранее чем по истечении трех налоговых периодов. Начиная с 2022 года изменить режим можно будет не ранее чем по истечении пяти налоговых периодов. Однако законопроект предусматривает и исключение из данного правила. Так, в случае если в период применения альтернативного режима налогообложения сумма подлежащего уплате налога будет законодательно увеличена, например при увеличении размера фиксированной налоговой базы, налогоплательщик будет вправе отказаться от его применения, не дожидаясь истечения трех- или пятилетнего периода. 

Фиксированный платеж, как и прибыль КИК, включаемая в налоговую базу по НДФЛ, не подлежит уменьшению на предусмотренные главой 23 НК РФ налоговые вычеты. Кроме того, сумму фиксированного платежа, в отличие от стандартной модели налогообложения нераспределенной прибыли КИК, нельзя будет уменьшить на сумму налога, уплаченного контролирующим лицом в иностранном государстве в отношении полученных им доходов. Автоматическим основанием для отказа в зачете «иностранного» налога будет считаться представленное налогоплательщиком уведомление о переходе на уплату фиксированного платежа.  

Если до перехода на альтернативный режим налогообложения контролируемая компания являлась убыточной или получила убыток непосредственно в налоговых периодах применения специального режима, сумма налогового убытка не будет утрачена. Предполагается, что налогоплательщик сможет использовать накопленный убыток при возврате на стандартный режим налогообложения прибыли КИК.

Исчисление и уплату налога контролирующие лица должны будут осуществить самостоятельно. Размер фиксированной прибыли будет необходимо отразить в налоговой декларации по НДФЛ.

Оценка законопроекта

Введение альтернативного режима налогообложения прибыли КИК с финансовой точки зрения для многих контролирующих лиц выгодно: очевидна экономия на уплачиваемом налоге, уменьшаются затраты на подготовку отчетности и услуги аудиторов. Также снижается уровень фискального контроля: налоговые органы логично утрачивают право требовать от контролирующего лица предоставления документов, подтверждающих величину прибыли или убытка КИК, либо соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения.

Среди негативных сторон нового режима – невозможность зачесть уплаченный фиксированный платеж против распределяемых КИК в пользу контролирующего физического лица дивидендов. Напомним, что при стандартном режиме налогообложения нераспределенной прибыли КИК сумма уплаченного контролирующим лицом налога зачитывается в счет налога, подлежащего уплате в связи с распределением дивидендов. То есть в некоторых случаях фиксированный платеж будет представлять собой плату за отсрочку распределения дивидендов.

Законопроект уже поступил на рассмотрение в Совет Федерации. Мы будем держать Вас в курсе всех изменений законопроекта, если они произойдут.


________________

1 Соответствующий законопроект, повышающий ставку НДФЛ до 15% в отношении некоторых категорий доходов, 21.10.2020 был одобрен Госдумой в первом чтении.