search close
Tax Alert: Разъяснения ФНС по вопросам налогового контроля внутригрупповых сделок

Tax Alert: Разъяснения ФНС по вопросам налогового контроля внутригрупповых сделок

ФНС разъяснила налоговым органам, как следует оценивать осуществленные российскими налогоплательщиками расходы в пользу взаимозависимых иностранных компаний
08/13/2020
Tax Alert: Разъяснения ФНС по вопросам налогового контроля внутригрупповых сделок

ФНС России выпустила письмо от 06.08.2020 №ШЮ-4-13/12599@, которым даны рекомендации для налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль внутригрупповых сделок российских налогоплательщиков и их взаимозависимых иностранных компаний в рамках камеральных и выездных налоговых проверок.

В рамках данных разъяснений ФНС России, принимая во внимание нарастающее количество выявляемых в ходе налоговых проверок вопросов, связанных с учетом российскими налогоплательщиками расходов на приобретение услуг у иностранных взаимозависимых поставщиков, предприняла попытку сформулировать общие рекомендации для проведения налоговых проверок.

Позиция ФНС России

В первую очередь в письме подчеркивается, что перечень оказываемых услуг может быть широким, в том числе, регулярная поддержка по всем или отдельным административным вопросам (финансы, внутренний контроль, кадровое производство и пр.), а форма их оказания – различной (запрос на оказание конкретной услуги, предоставление доступа к ресурсу, передача отдельных функций или сопровождения процессов и др.).

Факт оказания услуг может подтверждаться различными документами (отчеты, электронные переписки, табели учета рабочего времени и даже снимки экранов мониторов), а также свидетельскими показаниями. Стоит обратить внимание на указание о возможности истребования у налогоплательщиков функционального анализа оказываемых услуг, кадровых документов (должностные инструкции, штатное расписание и пр.) с целью проверить, как оказываемые услуги соотносятся с внутренними функциями компании и услугами, оказываемыми другими поставщиками (нет ли дублирования функций). Само по себе наличие в компании должностей с названиями, похожими на наименование оказываемых услуг, не может быть основанием для того, чтобы сделать вывод о дублировании функции.

Также налоговым органом рекомендовано оценивать направленность понесенных расходов на получение доходов (отрицательный экономический результат от применения услуги или неприменение полученного результата сами по себе не свидетельствуют об отсутствии такой направленности), а также готовность налогоплательщика приобрести аналогичные услуги на сопоставимых условиях у независимых поставщиков.

ФНС России подчеркивает, что налоговым органам следует проверять наличие прозрачной методологии ценообразования внутригрупповых услуг и применения ее ко всем компаниям группы. Дополнительно указано на возможность применения «затратного» метода формирования цены (затраты исполнителя на оказание услуг + наценка).

И, наконец, особо важно разграничивать оказываемые для нужд российской компании услуги и услуги, которые фактически не нужны налогоплательщику, а выполняются для нужд самого акционера, так называемые «акционерные услуги». К ним, по мнению ФНС России, относятся участие в общем собрании акционеров, ознакомление с бухгалтерской отчетностью, обеспечение соблюдения законодательства других государств (включая аудит и подготовку консолидированной отчетности) и иная деятельность по обеспечению корпоративного управления.

Аналитика Crowe CRS

Несмотря на то, что ФНС России в преамбуле письма указывает на то, что данные разъяснения касаются вопросов налогообложения услуг, оказываемых российским компаниям внутригрупповыми иностранными компаниями и наоборот, мы полагаем, что такие разъяснения будут применяться налоговыми органами и при проверке обоснованности расходов на внутригрупповые услуги, оказываемые российскими компаниями в пользу других российских взаимозависимых компаний.

Примечательно, что ФНС России в своем письме упоминает только один метод формирования стоимости услуги – затратный метод, который может применяться при формировании стоимости внутригрупповых услуг. Это не означает, что внутри группы не могут применяться иные методы, однако использование других методов (например, применение широко распространенного в международной практике метода «аллоцирования» затрат исходя из каких-либо показателей деятельности компаний группы1), очевидно, приведет к более тщательному контролю за «справедливостью» формирования стоимости услуг, а также их экономической обоснованностью для российского налогоплательщика.

В целом мы позитивно оцениваем публикацию такого разъяснения. И налоговые органы при проведении налоговых проверок, и налогоплательщики при заключении и исполнении внутригрупповых сделок получили более четкие разъяснения о правилах учета расходов на внутригрупповые услуги, однако на практике такие указания могут привести к выставлению налогоплательщикам большего количества требований о представлении документов (с более широким перечнем документов). По этой причине налогоплательщикам уже сейчас стоит задуматься об оформлении необходимых документов и обеспечении их сохранности и возможности оперативного представления в ходе осуществления мероприятий налогового контроля (например, переписка по электронной почте). 



___________________
1см., например, дело British American Tobacco №А40-60626/12