Tax Alert: Законопроект, меняющий НК
31 марта Государственная Дума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон, которым в налоговое законодательство вносится ряд серьезных изменений, в том числе направленных на реализацию мер, анонсированных Президентом 25 марта. Закон направлен в Совет Федерации.
Представляем Вашему вниманию анализ предлагаемых изменений.
Реализация механизма налогообложения депозитов граждан
25 марта Президент заявил о намерении осуществлять обложение депозитов граждан, сумма процентных доходов по которым превышает один миллион рублей, по ставке 13 процентов. Последовавшие комментарии Минфина подтвердили такой подход.
Рассматриваемый закон содержит механизм реализации поручения Президента, и он кардинальным образом отличается от озвученной ранее концепции.
Как мы предполагали, правила расчета налогооблагаемой базы по процентным доходам изменится существенным образом.
Так, в соответствии с новой редакцией статьи 214.2 Налогового кодекса, начиная с 2021 года налоговая база по процентным доходам будет определяться как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в российских банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Центробанка, которая на данный момент составляет 6 процентов годовых.
Т.е законом предлагается введение необлагаемого лимита дохода по вкладам, который на данный момент составил бы 60 тысяч рублей. Превышение дохода над указанным лимитом будет облагаться в полном объеме по ставке НДФЛ в 13 процентов.
При этом ранее действовавшая ставка для сверхдоходных депозитов в 35 процентов будет отменена. Таким образом, даже в том случае, если размер вклада физического лица составляет менее 1 миллиона рублей (речь уже не идет о сумме процентного дохода), но при этом в связи с превышением доходной ставки над ключевой ставкой, доход превышает расчетный лимит, такой процентный доход также будет обложен НДФЛ в части превышения над лимитом. Исключение составят вклады, доходность по которым не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.
В случае, если доходы номинированы в иностранной валюте, такие доходы будут подлежать пересчету по официальному курсу Центробанка на дату фактического получения дохода и облагаться в том же порядке, что и рублевые вклады.
Кроме того, начиная с 2021 года по ставке 13% будут облагаться процентные (купонные, дисконтные) доходы по обращающимся облигациям российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года. Ранее такие доходы были полностью выведены из-под налогообложения.
Серьезные изменения коснутся и порядка администрирования налога. Если ранее за удержание и уплату налога отвечали банки (налоговые агенты), то теперь, на банки будет возложена обязанность лишь предоставлять налоговой службе информацию о сумме выплаченных физическому лицу процентов. Налоговыми агентами при этом банки быть перестанут.
Расчет налога ФНС будет осуществлять самостоятельно, уплата налога будет осуществляться физическими лицами на основании налогового уведомления в срок до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Меры налогового стимулирования в связи с эпидемией полностью переданы в ведение федерального и региональных правительств
Соответствующие изменения будут внесены в Налоговый кодекс и законы о пенсионном и социальном страховании.
Так, Правительству России в 2020 году будут предоставлены полномочия издавать акты, предусматривающие в период с 1 января по 31 декабря 2020 года:
(1) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля (выездные и камеральные проверки, проверки ценообразования в сделках между взаимозависимыми лицами и т.д.);
(3) продление сроков уплаты налогов и авансовых платежей по налогам (включая специальные режимы), а также сроков уплаты авансовых платежей следующих региональных и местных налогов: транспортный налог, налог на имущество организаций и земельный налог;
(5) продление сроков направления и исполнения требований об уплате налогов и сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов и сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Аналогичные полномочия на срок с 1 января по 31 декабря 2020 года предоставлены исполнительным органам власти субъектов РФ в пределах их компетенций. При этом правительства субъектов в части упрощенной системы налогообложения, налога на вмененный доход, торгового сбора и сельхозналога, а также местных налогов, вправе принимать самостоятельно решение о переносе сроков уплаты налогов, если такое решение не принято федеральным Правительством.
Указанные поправки в налоговое законодательство можно расценить как делегирование полномочий органов законодательной власти органам власти исполнительной, о чем косвенно свидетельствует статья 5 закона. Мы предполагаем, что такие изменения осуществляются в целях наиболее оперативного фискального реагирования на текущие экономические вызовы. При этом обращает на себя внимание ограниченный период специальных полномочий органов исполнительной власти - до 31 декабря 2020.
Мы будем следить за ходом принятия соответствующих постановлений Правительства и постараемся наиболее оперативным образом информировать вас о них.
Понижение тарифов страховых взносов для малого и среднего предпринимательства
Закон содержит меры фискальной поддержки компаниям МСП, о которых мы писали ранее. Так, субъекты МСП (внесенные в реестр ФНС) уже в 2020 году получат возможность облагать выплаты в пользу физических лиц в части превышения над МРОТ по следующим ставкам:
-
на обязательное пенсионное страхование – 10% (без учета предельной базы, которая на данный момент составляет 1 292 000 рублей) вместо 22% (в лимитах предельной базы) и 10% сверх лимита
-
обязательное медицинское страхование – 5% вместо 5,1%
-
социальное страхование – 0% вместо 2,9% в лимитах предельной базы, которая составляет 912 000 руб.
Предполагаем, что в связи с особенностями расчета страховых взносов снижение страховой нагрузки будет мало ощутимым для отраслей с высокими зарплатами персонала.
Перенос сроков предоставления финансовой отчетности
Компании обязаны предоставлять экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения не позднее трех месяцев со дня истечения отчетного периода (31 марта).
Указом Президента с 30 марта по 3 апреля 2020 года были установлены нерабочие дни, т.е. срок предоставления отчетности истекал в период карантина. В этой связи возникла коллизия со сроком предоставления отчетности, так как налоговое законодательство предусматривало перенос срока в случае, если дата его окончания приходится на выходные и (или) нерабочие праздничные дни. Карантинные же нерабочие дни, согласно указа Президента, не являлись ни выходными ни праздничными.
Коллизия устраняется соответствующими правками, вносимыми в статью 6.1 Налогового кодекса, в соответствии с которыми окончание сроков переносится и в случае установления нерабочих (непраздничных) дней актом Президента. Ранее перенос срока предоставления отчетности был анонсирован Минфином.
Мы продолжим следить за всеми происходящими в законодательстве изменениями и постараемся оперативно информировать Вас о них.