Tax Alert
Конституционный суд РФ высказался по вопросу НДС при банкротстве
19 декабря 2019 г. Конституционный Суд РФ сформулировал позицию, актуальную для компаний, приобретающих товары (работы, услуги) у поставщиков-банкротов.
Послуживший основанием для обращения в КС РФ налоговый спор был связан с камеральной проверкой декларации по НДС у покупателя. Налоговый орган отказал в части вычетов, сославшись на то, что товары поставщика-банкрота не должны были облагаться НДС в силу пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.
Суть возникшего правового вопроса заключалась в следующем: применяется ли закрепленное в указанной норме освобождение от НДС к текущей деятельности поставщика-банкрота или только к имуществу, включенному в конкурсную массу?
При этом на момент рассмотрения спора уже была сформирована противоречивая судебная практика даже на уровне Верховного Суда РФ (дела №АКПИ17-1162, №А27-11046/2017).
В итоге Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам.
Реализация продукции поставщика-банкрота облагается НДС
По мнению КС РФ до тех пор, пока в НК РФ не будут внесены изменения, покупатели вправе заявлять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), реализованным поставщиком-банкротом в процессе своей «текущей хозяйственной деятельности».
Из этого следует, что в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ речь идет о реализации имущества, которое включено в конкурсную массу поставщика-банкрота.
Исключение №1: поставщик-банкрот не может заплатить НДС в бюджет
КС РФ указал, что покупатели продукции поставщика-банкрота имеют право на вычет НДС, если не будет установлено, что сумма НДС поставщика-банкрота «заведомо для ее конкурсного управляющего и для покупателя указанной продукции не могла быть уплачена в бюджет».
Приведенная формулировка порождает ряд вопросов.Так, остается не ясным, можно ли признать, что наступила невозможность уплаты НДС в бюджет в следующих ситуациях:
1) у поставщика-банкрота имеются денежные средства на оплату текущих платежей (в т.ч. НДС), но за счет налоговых вычетов сумма НДС к уплате равна нулю.2) у поставщика-банкрота имеются денежные средства на оплату текущих платежей (в т.ч. НДС), но по результатам расчета налоговой базы должника сумма НДС к уплате оказалась меньше того НДС, который был выставлен покупателям.
3) у поставщика-банкрота отсутствуют денежные средства на оплату текущих платежей, однако планируется поступление денежных средств в следующих налоговых периодах.
Не ясно также как должен реализовываться критерий «заведомости» знания конкурсным управляющим и покупателем о невозможности уплаты НДС в бюджет. Использование союза «и» свидетельствует о том, что такое знание должно быть у обоих.
В каких ситуациях это возможно?
Какие документы должен запросить покупатель у поставщика-банкрота, чтобы исключить подозрения в «заведомости» знания?
На какой момент необходимо устанавливать «заведомость» знания конкурсного управляющего и покупателя?
Все эти и некоторые другие вопросы, несмотря на свою важность, остались без ответа.
Исключение №2: хозяйственная деятельность поставщика-банкрота прекращена
Еще одной оговоркой КС РФ является следующий тезис: отказ в предоставлении вычета по НДС неправомерен, если налоговыми органами в процедурах банкротства «не были приняты меры к прекращению организацией, признанной несостоятельной (банкротом), текущей хозяйственной деятельности, в процессе которой производится указанная продукция».
Из закона о банкротстве следует, что хозяйственная деятельность должника продолжается даже в конкурсном производстве. Прекратить текущую деятельность возможно, если об этом принято решение на собрании кредиторов.
Таким образом, для того, чтобы вычет по НДС был признан неправомерным, налоговый орган должен сначала включиться в реестр требований кредиторов, затем инициировать проведение собрания кредиторов и, наконец, добиться принятия соответствующего решения большинством голосов.
Остается не до конца ясной ситуация, когда налоговый орган предпринял все возможные действия, однако они не увенчались успехом. Полагаем, что по смыслу постановления Конституционного Суда РФ это не должно влиять на возможность принятия НДС к вычету.
Таким образом, правовая позиция Конституционного Суда РФ является неоднозначной и порождает ряд вопросов. Сделанные судом оговорки не во всех своих аспектах очевидны и требуют осторожного применения. С учетом общего лейтмотива постановления необходимо ожидать изменения в НК РФ и Закон о банкротстве.
Полный текст постановления Конституционного Суда РФ можно посмотреть здесь.