search close
Tax Alert: О чём говорил Президент?

Tax Alert: О чём говорил Президент?

03/27/2020
Tax Alert: О чём говорил Президент?

25 марта Президент выступил с обращением к гражданам в связи с распространением коронавирусной инфекции. Помимо прочего, выступление содержало ряд предложений налогового характера, направленных на сглаживание негативных экономических последствий эпидемии. Предложения были озвучены без конкретных деталей, по всей видимости, план их реализации предстоит разработать профильным ведомствам. Кроме того, предложения Президента еще предстоит формализовать в виде закона. На данный момент законопроект, посредством которого будет осуществляться реализация предложенных Президентом мер, находится на рассмотрении в Государственной Думе в первом чтении (срок предоставления отзывов установлен до 28.03.2020), предполагается, что текст законопроекта будет существенно расширен ко второму чтению. 

Представляем Вам краткий обзор некоторых наиболее важных, на наш взгляд, предложений Президента в нашей интерпретации.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДЕПОЗИТОВ ГРАЖДАН

Президент: «Для граждан, чей общий объём банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 миллион рублей, установить налог на процентный доход в размере 13 процентов».

На наш взгляд, данное предложение требует серьезного уточнения. На самом деле, в настоящее время любой процентный доход граждан, получаемый как по рублевым, так и по валютным вкладам в банках облагается по налоговой ставке – 35 процентов. Однако существует особенность в расчете налогооблагаемой базы по таким доходам (ст.241.2 НК РФ).

Так, облагаемой частью дохода по рублевым вкладам является сумма начисленных процентов, превышающая ключевую ставку ЦБ (которая с 10 февраля составляет 6 процентов) увеличенную на 5 процентных пунктов. Т.е. процентные доходы граждан по рублевым вкладам облагаются НДФЛ в части превышения фактической ставки над ставкой в 11 процентов годовых. Аналогичное правило действует и для валютных вкладов, но необлагаемая ставка установлена на уровне 9 процентов годовых. Купонные доходы по обращающимся облигациям российских организаций эмитированным после 1 января 2017 года также облагаются в части превышения над ставкой в 11 процентов годовых. При этом обязанность исчисления и уплаты налога возложена на банки, выступающие в роли налоговых агентов.

Таким образом, по всей видимости, предложение Президента стоит трактовать как изменение порядка расчета налоговой базы в отношении депозитов, сумма которых превышает 1 миллион рублей, а именно, как отмену необлагаемой части дохода.

26 марта Министр финансов г-н. Силуанов дал некоторые разъяснения относительно налога на депозиты граждан. Так, по словам Силуанова облагаться будут только процентные доходы, полученные начиная с 2021 года, при этом налог будет подлежать уплате в 2022 году. Необходимо отметить, что действующий механизм обложения доходов по вкладам граждан существенно отличается от озвученного г-ном Силуановым. Банки, являясь налоговыми агентами по таким доходам, обязаны удержать сумму налога при их фактической выплате. Таким образом, если данный механизм не будет скорректирован, при начислении и выплате или капитализации процентного дохода в 2021 налогообложению он будет подлежать также в 2021 году.

Очевидно, что в настоящий момент разработка механизма реализации данного поручения Президента находится на начальном этапе развития. Так, профильным ведомствам предстоит ответить на вопрос о порядке налогообложения вкладов, распределенных на членов семьи, включая несовершеннолетних детей. Не ясно будет ли рассчитываться лимит в миллион рублей с учетом депозитов и вложений в долговые бумаги совокупно или раздельно. Также предстоит определить, каким образом будет осуществлен обмен информацией между банками, выступающими налоговыми агентами. В противном случае, при «дроблении» вкладов налоговые агент просто не будут иметь информации о применимом механизме налогообложения. Существует вероятность того, что стоимость администрирования предложенного правила может превысить экономический эффект от его введения.

НАЛОГОБЛОЖЕНИЕ ДИВИДЕНДНЫХ ВЫПЛАТ ЗАРУБЕЖ

Президент: «Предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15 процентов. Естественно это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу Правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнеры не примут наше предложение, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке».

На данный момент налоговым законодательством установлен приоритет положений соглашений об избежании двойного налогообложения (далее также – «СОИДН», «Соглашения») над нормами налогового кодекса (и сопутствующих законодательных актов. При этом законодательством также четко установлено, что любые льготные положения СОИДН, такие как пониженные ставки по пассивным выплатам (дивидендам) или исключение обязанности удержать налог российским источником выплаты, применяются исключительно в случае, если получающая выплаты сторона обладает фактическим правом на такой доход

Указанное правило означает, что любые выплаты кондуитным (промежуточным) компаниям, о которых по сути сказал Президент, облагаются налогом без учета льготных положений СОИДН. 

Правоприменительная практика в отношении злоупотребления льготными положениями СОИДН является устоявшейся, а налоговые органы выработали четкий инструментарий выявления фактов таких злоупотреблений. Ряд международных соглашений позволяет налоговым органам получать информацию о счетах и компаниях российских лиц фактически в автоматическом режиме из более чем 90 юрисдикций (механизм CRS). Кроме того, необходимо учитывать, что в 2017 году Россия присоединилась к Конвенции MLI – глобальной инициативе ОЭСР, которая также направлена на противодействие использованию оффшорных юрисдикций. 

Проблема злоупотребления льготными положениями СОИДН и так уже была успешно решена Россией еще несколько лет назад. При этом предложение Президента расторгнуть Соглашения со странами, которые не будут готовы пересмотреть уровни ставок по пассивным выплатам по мнению экспертов может негативным образом сказаться на положении как ФНС, так и реальных иностранных инвесторов. Так же, по мнению экспертов, в случае расторжения Соглашений Россия может лишиться возможности использовать механизмы международного обмена информацией, т.е. утратит возможность получать информацию о контролируемых иностранных компаниях своих граждан, их зарубежных активах и счетах. Реальные же иностранные инвестиции при этом будут подвергаться двойному налогообложению. 

ОТСРОЧКА ПО НАЛОГАМ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

Президент: «Компаниям малого и среднего бизнеса считаю необходимым предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие шесть месяцев. А для микропредприятий, кроме такой отсрочки по налогам, дать ещё и отсрочку по страховым взносам в социальные фонды. Чтобы у таких предприятий появились для этого дополнительные ресурсы, предлагаю в два раза, с 30 до 15 процентов, снизить для них размер страховых взносов. Такая пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ».

Прежде всего, необходимо отметить, что из текста послания не до конца ясно, будут ли распространяться меры поддержки МСП на все предприятия, или исключительно на предприятия, оперирующие в отраслях, которые наибольшим образом пострадали или пострадают от введенных в связи с карантином ограничительных мер. Во втором случае неясен порядок определения таких отраслей. Так, например, очевидно, что закрытие торговых предприятий и предприятий обслуживания будет иметь мультипликативный эффект на достаточно большое количество сопутствующих отраслей. 

В этой связи правительству будет необходимо решить, будут ли меры поддержки распространяться исключительно на предприятия тех отраслей, функционирование которых будет прямо ограничено в административном порядке, или на поддержку со стороны государства сможет рассчитывать более широкий круг компаний. Кроме того, необходимо учитывать, что сама по себе классификация компаний, как относящихся к той или иной отрасли, с точки зрения администрирования может оказаться проблематичной.

Из текста послания не ясно, будет ли отсрочка по уплате налога касаться 2019 года или будет предоставлена в отношении будущих налоговых периодов. Кроме того, необходимо учитывать, что НК РФ установлено ограничение в отношении суммы налога, по которой может быть предоставлена отсрочка: она не должна превышать сумму чистых активов. Также открытым остается вопрос с начислением процентов на сумму предоставленной отсрочки: НК РФ предусматривает возможность не начислять проценты только в чрезвычайных обстоятельствах. В целом очевидно, что механизм налогового стимулирования МСП нуждается в серьезной проработке. 

При появлении дополнительной информации мы постараемся представить Вам свои комментарии в ближайший срок.