search close
МСФО в 2021 году: тенденции и перемены

МСФО в 2021 году: тенденции и перемены

Оксана Филатова, Директор, Аудит
03/15/2021
МСФО в 2021 году: тенденции и перемены

После небольшого затишья 2020 года, связанного с пандемией Covid-19, отечественные и зарубежные регуляторы в области бухгалтерского учета и отчетности значительно активизировались в 2021 году. Подобная динамичность изменения стандартов, как отечественных, так и международных, отвечает запросам времени и соответствует активным изменениям в бизнес-среде, потребностям составителей и пользователей финансовой отчетности. В связи с данным обстоятельством в 2021 году у компаний-составителей отчетности появится множество причин обратиться к своим учетным политикам, как по РСБУ, так и по МСФО, с целью их актуализации в рамках происходящих изменений.

Поводами для пересмотра учетных политик могут стать не только введение новых отечественных стандартов ФСБУ, например ФСБУ 5/2019 «Запасы» (начиная с БФО за 2021 год), ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (начиная с БФО за 2022 год с правом досрочного применения), но и поправки, вносимые Советом по МСФО в существующие стандарты. Так, например, в феврале 2021 года Совет внес правки в МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» и в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Более подробно мы рассмотрим их далее.

В 2021 году был совершен еще один важный шаг российского регулятора в сторону МСФО: теперь еще один значимый блок работы Совета по МСФО в виде дополнительных рекомендаций будет официально публиковаться Минфином в переводе на русский язык. До настоящего времени отечественным финансистам были доступны только сами стандарты МСФО (IAS и IFRS) и разъяснения к ним (SIC и IFRIC), а Основы для выводов (Basis for Conclusion) и Практические рекомендации (Practice Statement) официально переведены не были. А в конце января 2021 года Минфин опубликовал документ Практические рекомендации №2 по применению МСФО "Формирование суждений о существенности" (Practice Statement 2 Making Materiality Judgements). Соответственно, в ближайшее время будем ожидать перевода практических рекомендаций №1 «Комментарии менеджмента» (Practice Statement 1: Management Commentary), в который Совет по МСФО планирует внести изменения в апреле 2021 года.

В текущей разработке у Совета по МСФО находятся следующие вопросы:  

  • основные формы отчетности (Совет по МСФО решил выпускать стандарт, но дальнейшие сроки не указал);
  • пересмотр МСФО для малого и среднего бизнеса;
  • финансовые инструменты с характеристиками капитала;
  • обязательства при продаже с обратной арендой;
  • объединения бизнесов под общим контролем;
  • пенсионные обязательства, зависящие от доходности на активы;
  • изучение практики применения МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Совместное предпринимательство» и МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях», МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»;
  • гудвил и обесценение (дискуссионный документ/ discussion paper);
  • проект стандарта ED/2021/1 «Активы и обязательства в сфере тарифного регулирования» (Regulatory Assets and Regulatory Liabilities), который в дальнейшем заменит МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных разниц»
  • поправки к МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов»  

Стоит отметить также корректировки, внесенные Советом в выпущенные ранее поправки к МСФО (IFRS) 16 «Аренда», направленные на упрощение учета уступок по аренде у арендаторов. Если быть точным, было скорректировано одно из условий дополнительного освобождения от учета модификации аренды (для уступок по аренде, возникающих как прямое следствие пандемии COVID-19 в 2020 году). Напомним, что предлагаемое упрощение практического характера в виде освобождения от модификации договора аренды (с последующим пересчетом всей расчетной модели по аренде) могло быть применено при одновременном выполнении следующих условий:

  • нет никаких других существенных изменений в условиях аренды;
  • пересмотренное возмещение по аренде практически не изменилось или стало меньше, чем первоначальное возмещение;
  • снижение арендных платежей относится к платежам по аренде за 2020 год, которое действует до 30 июня 2021 года. В данный момент Совет рассматривает вопрос продления срока действия этого условия освобождения до 31 декабря 2021 года, а, возможно, и до 30 июня 2022 года.  

Не стоит забывать, что в апреле 2020 г. Совет выпустил справочный материал по учету арендных льгот, связанных с пандемией COVID-19 (Concession educational material «IFRS 16 and Сovid-19»), этот материал по-прежнему актуален как для арендаторов, так и для арендодателей, которым, к слову сказать, Совет по МСФО не дал никаких послаблений по учету уступок по аренде, считая пересмотр модели учета аренды у арендодателей не сложным и вполне осуществимым.

Немного более подробно посмотрим в настоящей статье изменения МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Итак, в МСФО (IAS) 1 произошли изменения в части требований к раскрытию в финансовой отчетности положений учетной политики. Термин «значительный» (significant), ранее применяемый в рамках пп. 114-117, регламентирующих раскрытие об учетной политике компании, был заменен на термин «существенный» (material). Совет по МСФО посудил, что понятие «существенный» уже определено в МСФО и более понятно всем составителям и пользователям отчетности, поэтому в IAS (МСФО) 1 вместо требования раскрывать «значительные» положения учетной политики, появилось требование раскрывать информацию о «существенных» положениях учетной политики.

Кроме того, в пункт 117 были добавлены несколько новых параграфов (117А-117E), дополнительно комментирующих данный вопрос. В пункте 117А прямо указано на то, что информация может быть существенной не только по своим суммовым (количественным) характеристикам, но и по качественным признакам (что звучит в унисон с п. 7 IAS (МСФО) 1). При этом, в нем говорится о том, что не всю информацию об учетной политике, относящуюся к существенным операциям, другим событиям или условиям, следует считать существенной. Дополняет требования пункта 117А пункт 117D, в соответствии с которым, если несущественная информация раскрывается в отчетности, то она не должна скрывать или делать менее заметной существенную информацию. Параграф 117B содержит примеры обстоятельств, в которых компания решит, что информация существенна для ее финансовой отчетности. Например, когда она выбирает один из нескольких вариантов оценки/учета, предусмотренных тем или иным МСФО; или когда компания меняет учетную политику, и это существенно меняет показатели отчетности. В пункте 117С стандарта дополнительно подчеркнуто то, что информация об учетной политике конкретной организации будет более полезна для пользователей финансовой отчетности, чем стандартная (шаблонная) информация. 117Е отмечает, что внесенные в МСФО (IAS) 1 поправки не освобождают составителей от выполнения требований к раскрытию информации, требуемыми другими МСФО.

Важным изменением также стало исключение из пунктов 117 и 118 МСФО (IAS) 1 положений об основах оценки активов и обязательств, чтобы при подготовке отчетности по МСФО составители выносили только суждения и раскрывали только существенную информацию об учетной политике. 

Основная цель правок, вносимых Советом, – повышение качества финансовой отчетности, поскольку ожидается, что данные правки помогут составителям выявлять и раскрывать существенную информацию об учетной политике и исключать несущественную, которая может завуалировать важные данные.

Вышеописанные правки затрагивают раскрытие описательной информации, при этом сравнительная информация требуется для описаний только если она имеет отношение к пониманию финансовой отчетности за текущий период. Практикующие специалисты скажут, что в большинстве случаев сравнительная информация об учетной политике не нужна. В случае, если учетная политика не менялась, текущие раскрытия будут актуальны и для сравнительной информации. А если учетная политика менялась, то информация, изложенная в отчетности в соответствии с требованиями пунктов 28-29 МСФО (IAS) 8, снабдит пользователей отчетности необходимыми сведениями об учетных политиках, которые применялись в сравнительных периодах.

В завершение отметим, что поправки МСФО (IAS) 1 подлежат обязательному применению при подготовке отчетности за годовые периоды, начинающиеся с 1 января 2023 года, с правом досрочного применения. Поэтому у составителей отчетности есть еще время подумать над тем, какая же часть учетной политики является существенной и должна быть презентована в отчетности, а какая ее часть не существенна и шаблонна, и, следовательно, в отчетности отражаться перестанет. К слову сказать, в связи с изменениями в МСФО (IAS) 1 были скорректированы и Практические рекомендации №2 по применению МСФО "Формирование суждений о существенности" (Practice Statement 2 Making Materiality Judgements), о переводе и официальной публикации которых мы упоминали в начале данной статьи. Надеемся, что Минфин будет последователен и официально переведет нам не только измененный МСФО (IAS) 1, но и Практические рекомендации №2 в их новой редакции.

Как мы смогли убедиться, не смотря на последствия пандемии, жизнь не стоит на месте. Тенденции и проекты Совета по МСФО последних лет очевидно демонстрируют два основных вектора развития стандартов. С одной стороны, мы наблюдаем стремление к оптимизации и рационализации затрат и усилий составителей на подготовку финансовой отчетности по МСФО. С другой стороны, Совет по МСФО находится в постоянном поиске путей улучшения качества отчетности и ее ценности для пользователей. Не всегда эти два направления находятся в синергии друг с другом, но определенные результаты, которые мы уже сейчас можем наблюдать в отчетности, несомненно достигнуты.


Информация об Аудиторской практике Crowe CRS