search close
Налоговый орган начал применять признаки дробления бизнеса для доначислений страховых взносов участникам МСП

Налоговый орган начал применять признаки дробления бизнеса для доначислений страховых взносов участникам МСП

Ольга Ткачева, Директор, Налоговая практика
11/12/2025
Налоговый орган начал применять признаки дробления бизнеса для доначислений страховых взносов участникам МСП

В последнее время в судах рассматривается множество дел, связанных с налоговыми правонарушениями в результате так называемого «дробления бизнеса».

Среди них особый интерес, на наш взгляд, представляет Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2025 по делу № А40-174323/25-140-1229.

Суть спора: Организация сформировала сеть аптек, при этом каждая отдельная аптека была оформлена как отдельное юридическое лицо. Каждая такая аптека подпадала под критерии МСП и пользовалась пониженными страховыми тарифами.

Налоговая инспекция решила, что в данном случае имеют место признаки «дробление бизнеса» с целью, в частности, экономии на страховых взносах. То есть, проанализировав структуру бизнеса, налоговая пришла к выводу, что отдельные аптеки — это не самостоятельные организации, а структурные подразделения одной головной компании. В результате организации были доначислены страховые взносы, штрафы и пени.

Организация с этим не согласилась и обратилась в суд.

Рассматривая указанное судебное решение, можно выделить ряд моментов, которые могут быть интересны широкому кругу налогоплательщиков, поскольку, с учетом складывающейся судебной практики, можно заранее оценить потенциальные риски и по возможности их скорректировать.

Так, обосновывая правомерность применения пониженных тарифов, организация, в том числе, пыталась доказать, что:

(1)    Термин «дробление бизнеса» не применяется к страховым взносам.

НК РФ не содержит определения понятия «дробление бизнеса». Данный термин можно найти в подп. 1 п. 1 ст. 6 Закона № 1761. Причем в определении, приведенном в указанном пункте, буквально говорится только о занижении сумм налогов. То есть, действительно отсутствует упоминание о страховых взносах.

Из чего организация сделала вывод, что термин «дробление бизнеса» не применяется к страховым взносам.

ИФНС и суд с этим не согласились, отметив: в Законе № 176 указано, что понятие «дробление бизнеса» используется только для целей, определенных в статье 6 Закона №176 (в целях налоговой амнистии), и не может трактоваться расширено.

Таким образом, по нашему мнению, понятие «дробление бизнеса» будет применяться налоговыми органами и судами не только в отношении налогов, но и в отношении страховых взносов.

(2)    Отдельные аптеки, как самостоятельные юрлица, автоматически включены в реестр МСП, следовательно, вправе применять пониженные страховые тарифы.

Организация считала, что раз статус МСП присваивается автоматически, то и каждая из аптек, включенная в соответствующий реестр, вправе пользоваться пониженными страховыми тарифами.

Однако суд, со ссылкой на Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ2, отметил, что внесение сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение сведений из реестра носит учетно-информационный характер, представляет собой базу данных (сведений) о таких субъектах. Поэтому относимость лица к субъектам МСП определяется не фактом включения его в реестр, а соответствием требованиям и критериям закона.

А поскольку вся сеть аптек работала как единый хозяйствующий субъект, то при оценке указанных критериев следует принимать во внимание показатели всей сети, а не каждой отдельной аптеки.

Таким образом, не исключаем, что налоговая может применить данный подход к любой сеть взаимосвязанных компаний, для этого достаточно доказать, что они действуют как единый хозяйственный субъект (здесь применимы общие критерии оценки: общее руководство, структуры, персонал; одни поставщики; общий адрес, почта и т.п.).

Кроме этого, усматривается еще один риск, который пока не нашел своего развития. Связан данный риск с моментом, когда организация, которая, например, превысила показатели для ее отнесения к МСП, должна перестать применять пониженные страховые тарифы.

Ранее контролирующие органы исходили из того, что если организация утратила статус МСП, то отказаться от льготного тарифа она должна с 1-го числа месяца, в котором произошло исключение из реестра (см., например, Письма Минфина России от 28.12.2024 № 03-15-05/133053, от 20.01.2022 № 03-15-05/2932).

Однако, если принять во внимание рассматриваемый вывод суда, то получается, что право на пониженный тариф организация теряет с момента, когда она перестала соответствовать критериям отнесения к МСП, что, как правило, наступает раньше, чем исключение из реестра.

Учитывая это, не исключаем вероятности, что налоговые органы могут пересмотреть свой ранее изложенный подход и лишать льгот организации, которые уже не подпадают под МСП, но еще числятся в соответствующем реестре.

Ну и напоследок про ложку меда в бочке дегтя…

Подход об условной «малозначительности» записи в реестре МСП может быть применен и в пользу налогоплательщика. Например, если по каким-то причинам организация не включена в реестр МСП, но уже соответствует необходимым критериям, то она может через суд доказать свое право на преференции, установленные для субъектов МСП.

1 Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими си отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
2 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2023 № 305-ЭС23-14779 по делу № А40-114094/2022.



Контакты

Ольга Ткачева
Ольга Ткачева
Директор, Налоговая практика
Москва