search close
Трансграничный ЭДО

Трансграничный ЭДО

Важные нюансы внедрения трансграничного электронного документооборота
04/06/2021
Трансграничный ЭДО

Ни для кого не секрет, что электронный документооборот (ЭДО) набирает в России все большую популярность. С каждым годом количество пользователей ЭДО увеличивается в разы, перечень электронных документов, которыми стороны могут обмениваться с помощью ЭДО, также расширяется.

Но есть одна область, практически не затронутая цифровым документооборотом, где основная доля компаний работает по старинке, обмениваясь оригиналами документов. Это внешнеэкономическая деятельность, а именно экспортно-импортные операции (мы не будем затрагивать другие виды деятельности, где трансграничный ЭДО также востребован, например, в банковской деятельности в сфере валютного регулирования и контроля и в иных сферах B2G взаимодействия).

Давайте попробуем разобраться, почему, несмотря на очевидную необходимость и потенциальную востребованность трансграничного электронного документооборота, его развитие осуществляется крайне медленно.

Для организации электронного документооборота, по сути, необходимы несколько вещей:

  1. Усиленная электронная цифровая подпись;
  2. Согласованный формат и перечень передаваемых данных (документов);
  3. Оператор ЭДО

Давайте рассмотрим каждый пункт в отдельности:

Электронная цифровая подпись.

Можно выделить несколько видов электронных цифровых подписей (ЭЦП):

  1. Простая ЭЦП - это подпись, которая подтверждает сам факт формирования ЭП определенным лицом. Ключ такой ЭП применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, в которой формируется электронный документ. Такую подпись (комбинация логин и пароль) имеют пользователи (физические лица) интернет-банков, например.
  2. Неквалифицированная ЭЦП - это усиленная ЭЦП, полученная в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи. НЭЦП идентифицирует отправителя и подтверждает, что с момента подписания документ не менялся. НЭЦП применяется для подтверждения документов, которые требуют наличия печати. 
  3. Квалифицированная ЭЦП - это усиленная электронная подпись, которая соответствует всем признакам НЭП и дополнительно содержит ключ проверки электронной подписи в квалифицированном сертификате. Для создания КЭЦП используются средства криптографической защиты, сертифицированные ФСБ России. КЭЦП подтверждается сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра.

Мы не зря провели небольшой экскурс по видам существующих ЭЦП, поскольку одной из основных сложностей, препятствующих быстрому росту трансграничного ЭДО является, как раз, порядок использования ЭЦП сторонами, находящимися по разные стороны границы.

При трансграничном ЭДО, как и при внутрироссийском, документы должны быть подписаны с двух сторон. С точки зрения процедуры обмена, не имеет значение в какой стране был создан документ и в какую страну он был направлен, проблема кроется в придании легитимности документам, при условии, что в каждой стране могут применяться специальные требования, гарантирующие валидность документа (а точнее валидность цифровой подписи).

Стоит отметить, что если компании обмениваются документами (например, договоры, спецификации, прайс-листы и иные аналогичные документы), которые не требуют передачи третьей стороне (например, контролирующим органам), то процедура обмена может быть организована путем подписания двустороннего соглашения сторон.

Ситуация меняется, если дело касается обмена документами, затрагивающими налоговый учет в каждой из стран. Здесь возникает проблема, как принимать электронные подписи, выданные за рубежом? Например, в России, в соответствии с федеральным законом об электронной цифровой подписи, условия принятия ЭЦП, созданной в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами, следующие:

  1.  Электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в Российской Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании Федерального закона «Об электронной подписи»;

  2. Электронная подпись и подписанный ею электронный документ не могут считаться не имеющими юридической силы только на том основании, что сертификат ключа проверки электронной подписи выдан в соответствии с нормами иностранного права;

  3. Признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение, осуществляются в случаях, установленных международными договорами. Такие электронные подписи признаются действительными в случае подтверждения соответствия их требованиям указанных международных договоров аккредитованной доверенной третьей стороной, аккредитованным удостоверяющим центром.

То есть, для установления факта легитимности иностранной цифровой подписи (подтверждения, что ЭЦП создана с в соответствии нормами права иностранного государства и международными стандартами) требуются услуги посредника, доверенной третьей стороны (ДТС), которая и будет удостоверять действительность иностранной ЭЦП. 

Доверенная третья сторона (ДТС) – это организация, которая в соответствии с законодательством государства, имеет право осуществлять деятельность по проверке электронной цифровой подписи в электронных документах, а также проверять, чтобы в пересылаемый документ не вносились изменения. В соответствии с законодательством РФ функцию ДТС выполняет Минкомсвязь России.

При этом следует отметить, что на пути активного развития международного ЭДО есть существенные препятствия:

  1. Правового характера, а именно наличие в каждом государстве своих специфических регулятивных требований к электронному документообороту, к используемым формам и формату обмена;

  2. Технического характера – наличие собственных требований к используемым криптографическим алгоритмам, средствам криптографической защиты информации, прикладному ПО; 

  3. Организационного характера – отсутствие договоренностей между государствами унифицированных подходов к формам и форматам, наборам данных, типов документов, предполагаемых к использованию ЭДО.

Учитывая изложенное выше, возникает резонный вопрос – а возможен ли трансграничный ЭДО сейчас? Наш ответ - Да, возможен.

На практике есть случаи успешной реализации международного ЭДО российскими компаниями с нерезидентами. К сожалению, их не так много, как хотелось бы.

            Все случаи успешной реализации таких проектов связаны с использованием ДТС в качестве посредника.

Для трансграничного обмена электронными документами между коммерческими организациями, в качестве ДТС может выступать оператор ЭДО (аккредитованный Минкомсвязи РФ), которому безусловно доверяют стороны предполагаемого документооборота.

Для успешной реализации международного ЭДО требуется заключение трехстороннего соглашения между компанией-резидентом РФ, компанией-резидентом иностранного государства и Оператором ЭДО, в котором стороны:

  • Признают неквалифицированную ЭЦП;

  • Гарантируют безопасный обмен документами и контроль действительности используемых цифровых подписей;

  • Признают оригиналами документы, заверенные (подписанные) определенными типами ЭЦП – неквалифицированной ЭЦП со стороны компании-нерезидента и усиленной квалифицированной ЭЦП со стороны компании-резидента.

Подписанные в результате такого соглашения документы будут признаваться легитимными только в РФ.

Заметим, что в упомянутых случаях успешной реализации проектов по международному ЭДО в России в качестве доверенной третьей стороны использовался один из операторов ЭДО, аккредитованных в Минкомсвязи.

Добавим, что реализованные проекты по международному ЭДО являются, по сути, уникальными проектами, заточенными под документооборот конкретного заказчика, поэтому решение, как правило, достаточно дорогое и подходит скорее крупным компаниям с большими объемами документооборота, где экономический эффект от введения международного ЭДО превысит затраты на его внедрение.

Но, при этом, опыт реализации таких проектов может и будет использоваться в дальнейшем развитии трансграничного ЭДО.

Тем более, что в развитии этого направления заинтересован не только бизнес, но государственные органы, принявшие «Концепцию развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности» (утверждена Правительственной комиссией по цифровому развитию), целью которой является реализация комплексного подхода к нормативному правовому регулированию в области применения электронной подписи, архивного хранения электронных документов и обеспечения юридической значимости электронного документооборота в том числе и в сфере международного ЭДО. 

Другие публикации