search close
ТЦО по-новому

ТЦО по-новому

Изменения в части Трансфертного ценообразования, предусмотренные Федеральным законом № 6-ФЗ от 17 февраля 2021
02/19/2021
ТЦО по-новому

17 февраля 2021 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 6-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий, в том числе, изменения в части Трансфертного ценообразования.

Законом предусматривается внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, преимущественно касающихся:

  • порядка признания сделок контролируемыми

  • налоговых проверок в части контролируемых сделок

  • порядка заключения соглашений о ценообразовании.

Ниже будут рассмотрены основные изменения, внесенные вышеуказанным Законом.

В отношении порядка признания сделок контролируемыми:

1.      Конкретизированы условия признания внешнеторговых сделок контролируемыми. Так, сделки будут признаваться контролируемыми в случае, если предметом таких сделок являются товары, которые входят в состав одной или нескольких следующих товарных групп: нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы.

2.      Дополнен п.9 ст. 105.14 НК РФ уточнением порядка исчисления суммы доходов с целью устранения правовой неопределенности. Согласно данному дополнению, в случаях, когда лицо, получающее доход по сделкам, не исчисляет налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, используется величина суммы доходов по таким сделкам, определяемая расчетным путем с учетом порядка, установленного главой 25 НК РФ, с применением метода начисления.

3.      В случае совершения сделок между взаимозависимыми лицами или приравненных к ним сделок с участием комиссионера (агента), действующего от своего имени, но по поручению комитента (принципала), сумма доходов по контролируемой сделке будет исчисляться между комитентом (принципалом) и третьим лицом, не принимая во внимание наличие комиссионера (агента). 

shipment transport ТЦО ship_fragment.jpg  В части налоговых проверок контролируемых сделок:

  1.      Внесены изменения в п.6 ст. 105.16 НК РФ, в соответствии с которыми у налогового 
  органа будет возможность выявлять факт свершения контролируемых сделок, сведения 
  о которых не были предоставлены, вне рамок проведения налоговых проверок 
  или налогового мониторинга и извещать о таких сделках ФНС России. 

2.      При проведении проверки в отношении контролируемых сделок предоставлено право истребования должностным лицом ФНС России документов не только у участников сделки, а также 

и у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися этих сделок.

В отношении порядка заключения соглашений о ценообразовании:

1.      В случае заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, будет представлена возможность применения как методов ценообразования, предусмотренных п.1 ст. 105.7 НК РФ, так и методов, установленных законодательством такого иностранного государства при условии сопоставимости результатов.

2.      Дополнен п.1 ст. 105.17 НК РФ, согласно которому в отношении совершенной контролируемой сделки, по которой налогоплательщик обратился в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, не может быть принято решение о проведении проверки до тех пор, пока ФНС России не приняло решение в отношении такого заявления (решение о заключении соглашения о ценообразовании или мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения).

При этом, в случае, если ФНС России было принято мотивированное решение об отказе от заключения такого соглашения, решение о проведении проверки в отношении данной контролируемой сделки может быть вынесено не позднее двух лет со дня принятия такого решения. В рамках данной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий пяти календарных лет со дня вынесения решения о проведении проверки.

Кроме того, срок, в течении которого может быть вынесено решение о проверке, может быть приостановлен при получении ФНС России информации об обжаловании такого решения в судебном порядке. Приостановление действует до дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта.

3.      В случае обращения в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, налогоплательщик будет обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов по сделкам, в отношении которых были заключены данные соглашения, в течение 6 лет, а при заключении соглашений о ценообразовании в отношении внешнеторговых сделок, по которым контрагент является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, – в течение 10 лет.

4.      Дополнен пункт 2 ст. 105.20 НК РФ, в соответствии с которым соглашение о ценообразовании основывается на взаимном соглашении ФНС России, и уполномоченного органа исполнительной власти иностранного государства, достигнутом по результатам проведенной взаимосогласительной процедуры, предусмотренной международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

5.      Внесены изменения в п.4 ст.105.22 НК РФ, в соответствии с которым ФНС России рассматривает заявление и другие документы в целях заключения соглашения о ценообразовании, представленные налогоплательщиком, в срок не более шести месяцев со дня получения заявления, а в отношении внешнеторговых сделок в срок не более 24 месяцев. Срок рассмотрения вышеуказанных документов может быть продлен до 9 и 27 месяцев соответственно.

6.      Введен новый пункт 3.1 в ст. 105.22 НК РФ, согласно которому при подаче заявления о заключении соглашения о ценообразовании налогоплательщику требуется также направить в ФНС России сведения о подаче контрагентом налогоплательщика в уполномоченный орган исполнительной власти иностранного государства, налоговым резидентом которого он является, аналогичного заявления. В случае, если на дату подачи налогоплательщиком заявления о заключении соглашения о ценообразовании, иностранным контрагентом не было подано аналогичное заявление, то налогоплательщик обязан в срок не позднее шести месяцев со дня представления им такого заявления в письменной форме сообщить ФНС России о подаче иностранным контрагентом указанного аналогичного заявления.

7.      Дополнен п.8 ст.105.22 НК РФ новыми подпунктами, согласно которым основаниями для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании также будут являться:

  • недостижение взаимного соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства в целях заключения соглашения о ценообразовании;

  • непредставление документов (сведений) в порядке и сроки, установленные НК РФ;

  • несогласие налогоплательщика с решением о необходимости доработки проекта соглашения о ценообразовании (в том числе в форме непредставления доработанного проекта соглашения о ценообразовании в установленный НК РФ срок);

  • несогласие налогоплательщика с решением о заключении соглашения о ценообразовании, которое выразилось в отказе налогоплательщика от подписания соглашения о ценообразовании (в том числе в форме неявки налогоплательщика (его представителя) для подписания соглашения о ценообразовании в ФНС России). 

8.      В случае принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании ввиду недостижения взаимного соглашения с налоговым органом иностранного государства, налогоплательщику будет предоставлена возможность в течение трех месяцев со дня получения указанного решения повторно представить в ФНС России проект соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки с иностранным контрагентом без участия уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства и без повторной уплаты государственной пошлины.

При этом, действие соглашения о ценообразовании, заключенного в связи с повторным обращением налогоплательщика, может быть распространено на период, истекший с 1-го числа календарного года, в котором налогоплательщик обратился с заявлением в ФНС России, по результатам рассмотрения которого было принято решение об отказе ввиду недостижения взаимного соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти иностранного государства. 

ship shipment корабль ТЦО_fragment.jpg  Принятие данного Закона свидетельствует о динамичном развитии законодательства 
  в сфере трансфертного ценообразования в России, а внесенные изменения, в первую 
  очередь, направлены на совершенствование налогового контроля за ценами 
  во внешнеторговых сделках, сделках между взаимозависимыми лицами 
и при заключении соглашения о ценообразовании.

Так, планируется осуществлять контроль внешнеторговых сделок, предметом которых являются черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни. В настоящее время такой контроль фактически не осуществляется, несмотря на то, что он предусмотрен п. 5 ст. 105.14 НК РФ.

Ряд правок, внесенных Законом, лишь закрепляет на законодательном уровне подход, который ранее уже нашел свое отражение в разъяснениях контролирующих органов.

При этом, основные изменения касаются соглашений о ценообразовании. Данные поправки направлены на совершенствование процедуры заключения таких соглашений и конкретизации порядков и сроков их заключения.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

При этом, положения пп.2 п.1 ст. 105.14 НК РФ (признание контролируемыми сделок в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп (нефть и товары, выработанные из нефти, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы) буду применяться к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ с 1 января 2022 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.