search close
Налоги с Русаудитом: выпуск №39

Налоги с Русаудитом: выпуск №39

Ольга Ткачева, Директор, Налоговая практика
07/23/2025
Налоги с Русаудитом: выпуск №39

Разъяснения ФНС по отчетности МГК

Законопроект о 15% налоге на прибыль для
российских участников МГК

ФНС разъяснила порядок заполнения
Уведомления о контролируемых сделках

Учет расходов, связанных с майнингом цифровой валюты

ДМС через посредника

Налог на «северные надбавки»: разъяснения ФНС

Ратифицировано соглашение с ОАЭ об избежании двойного налогообложения

 



Разъяснения ФНС по отчетности МГК

Вследствие изменений в валютном законодательстве с 1 января 2025 года Российские организации, входящие в международную группу компаний с юридическими лицами - нерезидентами (далее - МГК), обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета уведомления об открытии и закрытии счетов и вкладов, об изменении реквизитов счетов и вкладов таких юридических лиц - нерезидентов в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представлять отчеты о движении денежных средств и иных финансовых активов по таким счетам, а также представлять отчеты о переводах денежных средств без открытия банковского счета посредством электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

В своем Письме ФНС информирует об обязанности налогоплательщиков по представлению Отчетов и Уведомлений, форме Отчета, сроках направления, разъясняет подход к определению круга лиц, на которых возложена такая обязанность, а также лиц - нерезидентов, входящих в МГК, в отношении которых предоставляется Отчет и Уведомление.

ФНС также приводит рекомендации для определения размера активов МГК, находящихся на территории Российской Федерации, величина которых учитывается при определении обязанности по представлению Отчета и Уведомления.

Источник: Письмо ФНС России от 19.06.2025 № ШЮ-4-17/5965@

 



Законопроект о 15% налоге на прибыль для российских участников МГК

Данное нововведение вызвано глобальной налоговой реформой ОЭСР (Pillar 2), согласно которой прибыль международных холдингов должна подлежать налогообложению по ставке не менее 15% в каждой юрисдикции присутствия таких компаний. Предполагается, что в случаях уплаты налога по ставке ниже 15% материнская компания должна будет доплатить разницу между суммой налога, исчисленной в стране регистрации компании, и суммой налога, рассчитанной по ставке 15%. В ЕС и других странах инициатива Pillar 2 частично применяется с 2024 года.

Таким образом, иностранные материнские компании могут доплачивать налог на прибыль за рубежом за российские организации – участники МГК, чья эффективная ставка с учетом льгот может оказаться ниже 15%. В связи с этим Минфин разработал новые условия для налогообложения налогоплательщиков, относящихся к МГК.

Так, предлагается дополнить статью 284 НК РФ пунктом 1.20 и установить налоговую ставку 15% для налогоплательщиков – участников МГК при одновременном выполнении условий, перечисленных ст. 288.5 НК РФ: о месте регистрации и налогового резидентства материнской компании или участников МГК; объеме выручки МГК; соотношении совокупности сумм налога, исчисленных в общем порядке, к сумме прибылей и убытков, рассчитанных с учетом нововведений.

При этом под участником МГК для целей применения положений указанных норм следует понимать организацию, которая входит в совокупность организаций или иностранных структур без образования юридического лица, либо относится к ним на конец финансового года при условии, что деятельность этой организации не учитывается при составлении консолидированной отчетности группы в силу размера или несущественности данных. Также к участникам МГК относятся постоянные представительства указанных лиц (п. 2 ст. 105.16-1 НК РФ).

Источник: https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=157161 Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

 



ФНС разъяснила порядок заполнения Уведомления о контролируемых сделках

ФНС отмечает, что сведения о контролируемых сделках должны содержать информацию об использованных методах обоснования рыночного уровня цен в сделке, а также сведения об источниках информации о сопоставимых сделках. Метод определения рыночного уровня цен также должен быть отражен в документации относительно контролируемых сделок.

Помимо этого, в Письме сообщается о неправомерности отказа налогоплательщика в предоставлении информации о цепочке создания стоимости, в том числе по причине отказа от раскрытия такой информации взаимозависимыми лицами. Цепочка создания стоимости раскрывается до того лица, после которого в этой цепочке не участвуют взаимозависимые с налогоплательщиком лица. В случае утраты таких сведений в силу обстоятельств непреодолимой силы налогоплательщику следует предоставить подтверждающие документы, которыми не могут признаваться письма или заверения взаимозависимого контрагента.

Однако требование о раскрытии сведений о цепочке создания стоимости не распространяется на сделки, совершенные между Российскими организациями и физическими лицами (п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Также в Письме отмечается, что Раздел 1Г Уведомления следует заполнять только в случае оказания сопутствующих услуг иностранными организациями. Сопутствующие услуги российских налогоплательщиков в Разделе 1Г Уведомления не отражаются.

Источник: Письмо ФНС России от 19.05.2025 № ШЮ-4-13/4858@

 



Учет расходов, связанных с майнингом цифровой валюты

Налоговая база по операциям с цифровой валютой определяется отдельно от общей налоговой базы (за исключением операций в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, установленного в соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 8 ст. 282.3 НК РФ).

Исходя из этого Минфин указал на необходимость ведения раздельного учета операций, связанных с майнингом цифровой валюты. При этом Минфин отмечает, что расходы, связанные с майнингом, признаются косвенными расходами налогоплательщика независимо от их состава.

Источник: Письмо Минфина России от 29.05.2025 № 03-03-06/1/52949.

 



ДМС через посредника

Налогоплательщики вправе уменьшить сумму налогооблагаемой прибыли на величину расходов на оказание медицинских услуг, заключенных в пользу работников по договорам, заключенным напрямую с медицинской организацией, в пределах 6% от размера фонда оплаты труда компании. При этом сумма выплаты в адрес медицинской организации или напрямую работнику не облагается НДФЛ.

Однако если налогоплательщик понес расходы на оказание медицинских услуг при участии посредника, такие расходы не относятся к нормируемым для целей исчисления налога на прибыль, а суммы, уплаченные работодателем комиссионеру за оказание медицинских услуг работникам, их супругам, родителям, детям, подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, которые ушли на пенсию, не освобождаются от обложения НДФЛ.

Источник: Письмо Минфина России от 24.04.2025 № 03-03-06/1/41264

 



Налог на «северные надбавки»: разъяснения ФНС

ФНС сообщает, что оплату труда сотрудников в части северной надбавки и районного коэффициента следует включать в налоговую базу по НДФЛ, облагаемую по ставке в соответствии с п. 1.2 ст. 224 НК РФ.

При этом Минтруд России установил, что средний заработок не следует приравнивать к заработной плате, разграничил эти понятия и определил обстоятельства, при которых средний заработок выплачивается работникам, а также какие именно выплаты среднего заработка признаются оплатой труда.

С учетом позиции Минтруда, Минфин и ФНС разъясняют, что на сумму начисленного среднего заработка не начисляются выплаты в виде районных коэффициентов и надбавок.

Кроме того, ФНС поясняет, что выплаты среднего заработка не включаются в налогооблагаемую базу по НДФЛ (в соответствии с п. 6.2 ст. 210 НК РФ) в части выплат, не признаваемых оплатой труда работника в соответствии с нормами ТК РФ.

В связи с пересмотром позиции по данному вопросу, письмо ФНС России от 28.01.2025 N БС-4-11/739@ не подлежит применению.

Источник: Письмо ФНС России от 19.06.2025 N БС-4-11/5967@;
Письмо Минфина России от 10.04.2025г. N 03-04-07/36075, от 17.06.2025г. N 03-04-07/58993;
Письмо Минтруда России от 21.05.2025г. N 14-5/10/В-8650

 



Ратифицировано соглашение с ОАЭ об избежании двойного налогообложения

Подписан закон о ратификации межправительственного соглашения с Объединенными Арабскими Эмиратами об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от уплаты налогов.

Соглашение было подписано в Абу-Даби 17 февраля 2025 года. Оно обеспечивает условия, при которых юридические и физические лица России и ОАЭ не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере. Решение этого вопроса будет способствовать обоюдному привлечению инвестиций. Соглашение регулирует вопросы налогообложения доходов от движимого и недвижимого имущества, а также от его отчуждения; прибыли от предпринимательской деятельности, от морских и воздушных международных перевозок; налогообложения дивидендов и процентов, доходов от авторских прав и лицензий, доходов физических лиц. В частности, оно предусматривает налоговую ставку в 10% на доходы от процентов, дивидендов и роялти.

Раньше между Россией и ОАЭ действовало межправительственное соглашение от 2011 года. Оно касалось налогообложении дохода от государственных инвестиционных фондов. Соглашение пересмотрено в связи с развитием сотрудничества между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Источник: https://www.nalog.gov.ru/, Федеральный закон от 07.07.2025 г. № 189-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения»


 Вернуться к списку тем 


Контакты

Ольга Ткачева
Ольга Ткачева
Директор, Налоговая практика
Москва