search close
Обзор корпоративной практики №2

Обзор корпоративной практики №2

Последние новости из области корпоративного права, июнь 2021
06/09/2021
Обзор корпоративной практики №2

1. Упрощается процедура госрегистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей

2. Вступают в силу изменения, призванные оптимизировать
правила синдицированного кредитования

3. Минэкономразвития РФ разработало поправки в Закон
об акционерных обществах, в соответствии с которыми
предлагается не допускать недобросовестных лиц в состав
органов управления ПАО

4. ФНС России выпустила обзор судебной практики по спорам о регистрации юридических лиц и ИП

5. В Госдуму внесен законопроект об обязательном открытии представительств иностранных IT-компаний на территории РФ


1. Упрощается процедура госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Федеральным законом от 26.05.2021 № 143-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, которые вступают в силу 25.08.2021.
Принятые поправки обязывают нотариуса, который удостоверил подлинность подписи на заявлении о госрегистрации юрлица или ИП, самостоятельно направить заявление и иные необходимые документы в регистрирующий орган.
Заявление и документы подаются нотариусом в форме электронных документов незамедлительно, не позднее окончания рабочего дня.
Если в качестве учредителей юридического лица выступают несколько лиц, документы в регистрирующий орган должны быть направлены нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи последнего из заявителей на данном заявлении.
Свидетельствование подлинности подписи на заявлении и подача документов в налоговый орган будут осуществляться в рамках одного нотариального действия.
Новые правила не будут распространяться на отдельных юридических лиц, в отношении которых законом установлен специальный порядок регистрации.



2. Вступают в силу изменения, призванные оптимизировать правила синдицированного кредитования

В Федеральный закон от 31.12.2017 № 486-ФЗ «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводится новая договорная конструкция – соглашение (договор) о финансировании участия в кредите (займе).
Ее закрепление призвано урегулировать законодательно обязательственные отношения, в рамках которых третье лицо – «внешний участник» – не вступает в прямые отношения с заемщиком, а финансирует предоставление денежных средств другим кредитором – участником договора синдицированного кредита (займа).
Особенностью данной конструкции помимо прочего является то, что внешний участник не приобретает прав и обязанностей кредитора по договору синдицированного кредита (займа), за исключением предусмотренных в законе случаев, но при этом несет риск невозврата своих вложений.
Законодательное урегулирование данной договорной конструкции позволит избежать переквалификации соглашений, заключаемых с целью финансирования кредиторов, в иные поименованные договоры, в частности в договор комиссии.
Кроме того, в соответствии с вступающими в силу положениями вводится институт «единого требования синдиката кредиторов», уточняется правовой статус кредитного управляющего, который помимо прочего наделяется полномочиями действовать в ходе банкротства от имени всех участников синдиката и в качестве которого допускается привлечение лица не из числа участников синдиката.
Скорректированы положения, регламентирующие порядок перемены лиц в обязательстве, возникающем на основании договора синдицированного кредита (займа); регламентирован порядок распределения между участниками синдиката денежных средств, вырученных от реализации заложенного имущества в рамках процедур банкротства.



3. Минэкономразвития РФ разработало поправки в Закон об акционерных обществах, в соответствии с которыми предлагается не допускать недобросовестных лиц в состав органов управления ПАО

В соответствии с предлагаемыми поправками занимать пост директора, а также входить в состав единоличным исполнительным органом, членом совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа не могут следующие лица:
  • имеющие на день до назначения или избрания на должность неснятую либо непогашенную судимость за умышленное преступление;
  • привлекавшиеся два и более раза за 3 года до назначения или избрания к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве юридического лица, за исключением случаев получения лицом предупреждения;
  • привлекавшиеся к субсидиарной ответственности в случае банкротства хозяйственного общества или к ответственности в виде взыскания убытков в пользу такой организации. Исключение: на день до назначения или избрания истек трехлетний срок со дня вступления в силу судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности;
  • дисквалифицированные на день до назначения или избрания (данное правило применяется и в настоящее время).
Наличие указанных фактов необходимо будет проверять до назначения или избрания соответствующего лица. В случае их выявления после назначения или избрания ПАО должно не позднее месяца со дня их выявления освободить такое лицо от должности.
К тем, кто занимает должность на дату вступления в должность, запрет будут применять по истечении 3 лет с этого дня.



4. ФНС России выпустила обзор судебной практики по спорам о регистрации юридических лиц и ИП

Письмом ФНС России от 29.04.2021 № КВ-4-14/5987@ направлен обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2021), в котором обобщены правовые позиции судов по спорам о признании недействительными решений об отказе в государственной регистрации и о государственной регистрации юридического лица и ИП, а также по иным спорам с участием регистрирующих органов.
В частности, в Обзоре приводятся следующие выводы судов:
  • непредставление регистрирующим органом доказательств того, что в поданном заявлении подлинность подписи заявителя удостоверена в нотариальном порядке либо электронные документы подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, явилось основанием для признания судами оспариваемого решения о государственной регистрации незаконным;
  • указание в договоре аренды в качестве юридического адреса, сведения о котором на дату составления договора содержались в ЕГРЮЛ и признаны недостоверными, не может расцениваться как представление документов, содержащих недостоверные сведения, поскольку данный договор был представлен при государственной регистрации в целях подтверждения достоверности сообщаемых сведений о новом адресе юридического лица, сведения о котором содержались в разделе 1 договора «Предмет договора»; суд также отметил, что до внесения изменений в сведения об адресе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, формально отсутствуют основания для указания обществом иного адреса;
  • исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа при наличии признаков недействующего юридического лица может быть признано неправомерным при наличии неисполненных обязательств, размер которых в судебном порядке не установлен, и отсутствии доказательств фактического прекращения им деятельности, поскольку не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора.



5. В Госдуму внесен законопроект об обязательном открытии представительств иностранных IT-компаний на территории РФ

В соответствии с проектом закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории Российской Федерации» предлагается установить для иностранных IT-компаний, владеющих информационным ресурсом в сети Интернет с ежедневной аудиторией свыше 500 тыс. российских пользователей, обязанность по открытию на территории РФ представительства, филиала или уполномоченного юридического лица.
Предлагаемые поправки, в частности, призваны распространить на данные IT-компании требования российского законодательства в сфере персональных данных и защиты прав потребителей, а также законодательства, регулирующего размещение рекламы в сети Интернет.
Требования планируется распространить также на иностранных провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в сети Интернет.
В случае принятия закона на иностранные IT-компании будут возложены следующие обязанности:
  • создание филиала, или открытие представительства, или учреждение российского юридического лица и обеспечение функционирования на территории РФ соответствующего филиала, представительства или российского юридического лица;
  • размещение на своем информационном ресурсе в сети Интернет электронной формы для направления обращений российских граждан и организаций;
  • регистрация личного кабинета на официальном сайте Роскомнадзора и использование его для взаимодействия с государственными органами РФ.

Полномочиями по контролю и применению мер понуждения к исполнению требований российского законодательства в отношении иностранных IT-компаний планируется наделить Роскомнадзор.
Законопроект также предусматривает ответственность для иностранных IT-компаний за невыполнение требований о «приземлении», вплоть до частичного или полного ограничения доступа к информационному ресурсу.
В связи с указанным иностранным IT-компаниям с целью минимизации правовых рисков рекомендуется провести аудит своих интернет-сервисов на предмет их соответствия требованиям российского законодательства в области защиты персональных данных, прав потребителей и интернет-рекламы и при необходимости предпринять меры по приведению их в соответствие.
Выпуск №1
    
Выпуск №3
     Практика Корпоративного права Crowe CRS