search close
Обзор корпоративной практики №3

Обзор корпоративной практики №3

Последние новости из области корпоративного права, июль 2021
07/06/2021
Обзор корпоративной практики №3

1. Проведение собраний в онлайн-формате

2. Уточнен порядок осуществления прав, удостоверенных
заложенной ценной бумагой, позволяющий залогодателям
ценных бумаг сохранить корпоративный контроль над
обществом

3. Приняты поправки, направленные на усиление защиты
прав потребителей финансовых услуг

4. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке возможно только при фактическом прекращении им деятельности и с учетом гарантий прав кредиторов



1. Проведение собраний в онлайн-формате

01.07.2021 вступили в силу поправки в ГК РФ, изменяющие регулирование принятия решений собраниями, в том числе собраниями участников юридических лиц.

Поправки предусматривают возможность проведения собраний в онлайн-формате: термин «очное голосование» заменяется термином «заседание», при этом участники собраний наделяются правом участвовать в заседании дистанционно.

Для участия в заседании дистанционно допускается применять любой способ, который позволяет достоверно определить участника заседания, участвовать ему в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать по ним. Такой способ может быть установлен законом, уставом юридического лица или единогласным решением участников. При этом такое дистанционное участие в собрании не считается заочным.

Также допускается смешанная форма участия в собрании, когда часть участников присутствуют, а часть участвуют дистанционно.

Протокол заседания разрешается вести в электронном виде, устанавливаются требования к его содержанию.

Возможность принятия решений заочным голосованием сохраняется, при этом устанавливается возможность направления документов с информацией о голосовании в том числе с помощью технических средств.

Изменения распространяются на участников сообществ, которым сообщения о проведении заседаний или заочного голосования направлены после 01.07.2021.

Проведение собраний с использованием видео-конференц-связи практиковалось и ранее и, несмотря на отсутствие законодательного регулирования, признавалось в судебной практике не противоречащим правилам проведения собраний. В отношении акционерных обществ такая возможность была закреплена на законодательном уровне с 2015 года.

Тем не менее отсутствие законодательного регулирования вызывало ряд сложностей с их проведением. Принятые поправки, законодательно закрепив возможность проведения онлайн-собраний и предоставив свободу в решении процедурных вопросов их проведения, составления протокола и пр., создали тем самым неопределенность в регулировании отдельных аспектов.

В частности, остается неясным, что именно законодатель подразумевает под «достоверным» установлением личности или проверкой полномочий представителей и какие способы будут признаваться достаточными для этих целей. Подходы к решению данных вопросов, как представляется, будут выработаны при формировании правоприменительной практики.

 


2. Уточнен порядок осуществления прав, удостоверенных заложенной ценной бумагой, позволяющий залогодателям ценных бумаг сохранить корпоративный контроль над обществом

В ст. 358.17 ГК РФ внесены поправки, согласно которым залогодержателю могут быть переданы все или некоторые принадлежащие залогодателю и удостоверенные ценной бумагой права.

Объем передаваемых залогодержателю прав будет устанавливаться в договоре залога.

До принятия данных поправок залогодатель мог оставить за собой только право на получение дохода по ценной бумаге, что значительно ограничивало возможности сторон при передаче прав по ценной бумаге.

Данное нововведение наделяет стороны дополнительными возможностями при структурировании сделок по залогу ценных бумаг, поскольку посредством распределения между ними объема прав по ценной бумаге стороны, в частности, могут минимизировать риски залогодателя в части утраты контроля над обществом, риски залогодержателя в части признания его контролирующим лицом в определенных случаях и пр.

 


3. Приняты поправки, направленные на усиление защиты прав потребителей финансовых услуг

Федеральным законом от 11.06.2021 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на финансовые организации и привлекаемые ими третьи лица возлагается обязанность предоставлять не являющемуся квалифицированным инвестором и изъявившему намерение заключить с ними договор физическому лицу достоверную информацию о договорах оказания финансовых услуг, сделках с ценными бумагами и договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, в том числе об условиях, последствиях заключения, а также о связанных с этим рисках.

Такая информация должна предоставляться физическим лицам в письменной форме: на бумажном носителе или в электронном виде.

Полномочиями по установлению требований к объему и содержанию такой информации наделяется Банк России. Также Банк России наделяется полномочиями по ограничению заключения договоров финансовыми организациями с физическими лицами в случаях предоставления последним неполной и/или недостоверной информации о рисках, которые могут возникнуть при заключении договора.

Данным федеральным законом также переносится с 01.04.2022 на 01.10.2021 срок вступления в силу положений законодательства в части тестирования не являющихся квалифицированными инвесторами лиц на предмет понимания ими рисков, присущих определенным финансовым инструментам.

 


4. Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке возможно только при фактическом прекращении им деятельности и с учетом гарантий прав кредиторов

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021), решение регистрирующего органа об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Кроме того, такое решение должно приниматься с учетом гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке при наличии признаков недействующего юридического лица может быть признано неправомерным в случае наличия у данного лица неисполненных обязательств, размер которых в судебном порядке не установлен, и отсутствия доказательств фактического прекращения им деятельности, поскольку нарушает права кредиторов (не позволяет взыскать дебиторскую задолженность, возвратить денежные средства в конкурсную массу, применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований).

При этом кредиторы юридического лица наделены правом обжалования решения регистрирующего органа об исключении, даже если не представили в установленные сроки возражения регистрирующему органу, ссылаясь, в частности, на то, что поведение представителей юридического лица давало основания полагать, что оно продолжает действовать.

Ранее данная правовая позиция была зафиксирована также в Обзоре судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2021), направленном Письмом ФНС России от 29.04.2021 № КВ-4-14/5987@.

 

Выпуск №2
    
Выпуск №4
     Практика Корпоративного права Crowe CRS