search close
Обзор корпоративной практики №4

Обзор корпоративной практики №4

Последние новости из области корпоративного права, август 2021
08/16/2021
Обзор корпоративной практики №4


1. 13.07.2021 вступил в силу закон, устанавливающий
возможность заключения договора конвертируемого
займа

2. Личные фонды как новая форма управления имуществом
физических лиц

3. Отменена обязанность по репатриации внешнеторговой
выручки для ряда экспортеров

4. Поправки в законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

5. Специальные требования к правилам внутреннего контроля для юридических и бухгалтерских компаний

6. Банк России рекомендует ПАО раскрывать сведения о влиянии на экологию, социальную сферу и экономику




1. 13.07.2021 вступил в силу закон, устанавливающий возможность заключения договора конвертируемого займа

В законодательные акты внесены изменения, предусматривающие возможность заключения договоров конвертируемого займа и регламентирующие процедуру конвертации займа в доли участия или акции непубличных обществ.

В частности, изменения внесены в Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в Основы законодательства о нотариате.

До принятия поправок данная договорная конструкция не была поименована в российском законодательстве, и на практике для целей структурирования отношений сторон использовались иные поименованные в законе конструкции (в частности, соглашения о предоставлении опциона, корпоративные соглашения и пр.).

В связи с законодательной регламентацией процедур заключения договора конвертируемого займа и последующей конвертации займа в акции/доли участия структурирование подобных отношений, как представляется, возможно только с использованием конструкции договора конвертируемого займа и в строгом соответствии с установленными для него процедурами.

Заемщиками по данному договору могут быть непубличные АО и ООО (за исключением ряда организаций, в т. ч. банков и некредитных финансовых организаций), а заимодавцами смогут выступать любые лица, в том числе участники общества.

Для заключения договора предусмотрено обязательное получение предварительного единогласного согласия общего собрания акционеров / участников ООО. Кроме того, договор подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Сведения о заключенном договоре подлежат обязательному включению в ЕГРЮЛ для целей придания им публичности.

Суть договора конвертируемого займа заключается в том, что заимодавец при наступлении согласованных в договоре срока или иных обстоятельств обладает правом вместо возврата суммы займа и выплаты процентов потребовать от заемщика, в частности, зачета своих требований в счет дополнительных акций, размещенных путем закрытой подписки (в отношении заемщика – АО), увеличения уставного капитала, увеличения размера и номинальной стоимости принадлежащей ему доли или приобретения доли (в отношении заемщика – ООО).

Данные требования могут быть заявлены заимодавцем в срок не позднее 3 месяцев после наступления предусмотренного договором срока возврата займа, если более короткий срок не установлен самим договором. При этом если в указанный период заимодавцем будет заявлено требование о возврате суммы займа, проценты за пользование займом, равно как и проценты по ст. 395 ГК РФ, не подлежат уплате.

Основной целью поправок является создание правового механизма инвестирования в непубличные общества, который позволял бы инвестору, в зависимости от достигнутых обществом показателей, принимать решение о дальнейшей судьбе вложений – требовать их возврата с процентами или конвертации в долю уставного капитала.

 



2. Личные фонды как новая форма управления имуществом физических лиц

В ГК РФ внесены положения, регламентирующие новую организационно-правовую форму юридического лица – личные фонды. Поправки вступят в силу 01.03.2022.

Личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления.

Личный фонд может быть создан нотариусом после смерти гражданина в соответствии с его завещанием (наследственный фонд).

При создании личного фонда запрещается соучредительство, за исключением создания личного фонда супругами для целей передачи ему их общего имущества. Также с целью недопущения использования личных фондов вместо организационно-правовых форм корпоративных юридических лиц запрещается замена учредителя личного фонда.

Имущество передается личному фонду в собственность, а учредители, как следствие, утрачивают право собственности на него. При этом установлена минимальная стоимость имущества, подлежащего передаче личному фонду при его создании, - сто миллионов рублей. Данное ограничение не распространяется на наследственные фонды.

Личный фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, определенным уставом личного фонда, и необходимой для достижения этих целей, и для ее осуществления вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя личного фонда по обязательствам последнего при недостаточности его имущества, а также субсидиарная ответственность личного фонда (за исключением наследственного фонда) по обязательствам учредителя личного фонда в течение трех лет со дня его создания.

Перерегистрация ранее созданных фондов в связи с вступлением в силу поправок не требуется.

Как указывают инициаторы поправок, они направлены на повышение привлекательности российской юрисдикции для внутренних и внешних инвесторов, поскольку обеспечивается абсолютная прозрачность гражданско-правовых и налогово-правовых отношений с участием личных фондов. Такая модель управления имуществом, принадлежавшим физическому лицу, сопровождается государственной регистрацией юридического лица в едином государственном реестре, переходом права собственности на имущество от гражданина-учредителя к созданному юридическому лицу и распространением на созданное лицо правил о налогообложении и отчетности.




3. Отменена обязанность по репатриации внешнеторговой выручки для ряда экспортеров

1 июля 2021 года вступили в силу поправки в отношении репатриации выручки по внешнеторговым договорам.

В соответствии с новыми положениями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» отменена обязанность репатриации в отношении большинства экспортеров.

В результате поправок большинство резидентов освобождаются от обязанности получать от нерезидентов валютную выручку по внешнеторговому договору на свои счета в уполномоченных банках и вправе зачислять валютную выручку на свои счета в зарубежных банках, в том числе по договорам, заключенным до 01.07.2021 (по которым обязательства по оплате в иностранной валюте не были исполнены).

Изменения законодательства не коснулись экспортеров, относящихся к категории «несырьевых» (товары, относящиеся к позициям сырьевого экспорта в ТН ВЭД ЕАЭС), а также договоров, стороной которых выступают федеральные государственные учреждения и предприятия. Также отмена репатриации выручки не распространяется на договоры займа с заемщиками-нерезидентами и возврат предоплаты, внесенной нерезидентам.

Кроме того, следует учитывать, что сохраняется ранее введенная вместо отмененной репатриации обязанность резидентов обеспечить прекращение обязательств в соответствии с условиями договоров или иными способами, разрешенными законодательством. Поправками дополнительно предусмотрено, что эта обязанность распространяется и на ранее заключенные договоры, по которым обязательства не были исполнены.

Данные нововведения значительно улучшают положение резидентов, позволяют им строить более гибкие отношения с нерезидентами.

Вместе с тем следует учитывать, что отмена репатриации для экспортных договоров не ослабляет текущего валютного контроля, поскольку в отношении них сохраняются требования об учете в уполномоченном банке, о необходимости фиксации в договорах сроков исполнения обязательств и т. п.

Также поправки предусматривают, что на сайте Банка России будет публиковаться перечень резидентов, обязанных в установленном порядке предоставить информацию:

- о получении от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров;

- об ином исполнении или прекращении обязательств нерезидентов по внешнеторговым договорам;

- об активах и обязательствах, номинированных или подлежащих оплате такими резидентами в иностранной валюте в пользу нерезидентов.


 


4. Поправки в законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

В соответствии с вступившими в силу 09.07.2021 изменениями в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» введены понятия «доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица» и «протектор»:

доверительный собственник – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица вправе осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных выгодоприобретателей такой иностранной структуры без образования юридического лица;

протектор – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства (территории), на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица наделено полномочиями осуществлять контроль за действиями доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвует в ее деятельности.

Изменения касаются, в частности, фондов, партнерств, товариществ, трастов и иных форм осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, при идентификации клиента компании обязаны в отношении трастов, фондов и прочих иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией устанавливать данные о доверительных собственниках, а также сведения о протекторах (при наличии), а клиенты обязаны предоставлять им информацию о своем статусе доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица, протектора.

Кроме того, внесенные в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» поправки уточняют, что юридическое лицо обязано обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать ее в случае изменения сведений, а также предоставлять контролирующим органам информацию о своих бенефициарных владельцах.

Ранее необходимо было обновлять данную информацию регулярно, не реже одного раза, теперь обновление требуется также каждый раз при изменении сведений о бенефициарах.

Обязанность по раскрытию бенефициаров распространяется как на российские юридические лица, так и на иностранные юридические лица и иностранные структуры без образования юридического лица, осуществляющие деятельность на территории РФ.

 



5. Специальные требования к правилам внутреннего контроля для юридических и бухгалтерских компаний

13 января 2022 года для юридических, аудиторских, бухгалтерских компаний, а также для адвокатов и нотариусов вступят в силу новые специальные требования к правилам внутреннего контроля. Требования были утверждены Правительством в развитие положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Новые требования будут распространяться на сделки с недвижимостью, на управление банковскими счетами и счетами ценных бумаг, на управление денежными средствами и иным имуществом клиента. Кроме того, они будут распространяться на привлечение денег для создания организаций, обеспечения их деятельности, на операции по созданию юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также на куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.

Согласно новым требованиям, правила внутреннего контроля должны быть составлены на электронном или бумажном носителе. В случае составления правил в электронном виде они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью.

Новые требования предусматривают меньше обязательных программ, которые должны быть включены в правила внутреннего контроля.

Действующие ранее правила внутреннего контроля компаниям, адвокатам и нотариусам необходимо будет привести в соответствие с новым законодательством не позднее 13 февраля 2022 года.

 



6. Банк России рекомендует ПАО раскрывать сведения о влиянии на экологию, социальную сферу и экономику

Центральный банк опубликовал рекомендации для ПАО по раскрытию ими некоторых нефинансовых сведений при ведении своей деятельности.

В частности, предлагается раскрывать сведения о том, как компании учитывают факторы, связанные с воздействием на окружающую среду, социальную сферу и развитие корпоративного управления (ESG-факторы), а также как они внедряют эти факторы в бизнес-модель и стратегию развития. Например, такими сведениями может быть информация о предотвращении загрязнения окружающей среды, об организации и охране труда в компании, о взаимоотношениях с потребителями.

Рекомендации в основном направлены на защиту экологии и окружающей среды.

Компании могут самостоятельно определить, в каком объеме раскрывать информацию, а также формат отчетности, в зависимости от целей, характера и масштабов деятельности. При этом Банк России рекомендует раскрывать данные сведения посредством их включения в годовой отчет компании или в форме отдельного отчета.

При раскрытии указанной информации рекомендуется обеспечить ее объективность, сбалансированность и простоту для восприятия.

Банк России отмечает, что основная задача данных рекомендаций – помочь компаниям учитывать риски, возникающие при переходе к целям устойчивого развития. Разработанные рекомендации, по мнению регулятора, позволят участникам рынка систематизировать информацию о своем воздействии на окружающую среду, социальной ответственности ведения бизнеса, что даст возможность инвесторам судить об их долгосрочной финансовой стабильности, а раскрытие указанной информации повысит доверие заинтересованных лиц (акционеров, инвесторов, поставщиков, органов власти и т. д.) к деятельности компании.

 Вернуться к списку тем 



 

Выпуск №3
    
Выпуск №5
     Практика Корпоративного права Crowe CRS